Приветствую Вас ГостьВторник, 24.06.2025, 01:29

ИКТ-барахолка


ВСЁ обо ВСЁМ


Мультипликация как современная образовательная технология

3-24083_1_6.jpg

В современном развитии образовательных технологий совместно с традиционными системами обучения активно и широко используются нетрадиционные методы обучения и воспитания детей. Большое распространение приобретает мультипликация, один из любимых жанров у детей и подростков.

Мультипликация в образовательной деятельности – это новый универсальный многогранный способ развития ребенка в современном визуальном и информационно насыщенном мире. Сила этого искусства в том, что оно не требует перевода на другие языки, смело прокладывает кратчайшее расстояние от мысли к образу, позволяет делать все, что угодно фантазии человека. С появлением современных технологий увлекательный мир анимации, казавшийся ранее недоступным и загадочным, широко распахнул двери для всех желающих.

Но анимация призвана не только развлекать, она также эффективно используется в образовательной деятельности. В настоящее время познать азы мультипликации и почувствовать себя в роли начинающего режиссёра могут и взрослые и дети. Мультфильмы собственного производства обладают мощным потенциалом, являются универсальным видом творческой деятельности, отвечающей требованиям современных образовательных стандартов. Создание мультфильмов представляет собой сложный и многоструктурный процесс, построенный на объединении областей нескольких видов искусства.

Анимация (от фр. animation - производное от латинского «anima» – душа, следовательно, анимация означает одушевление или оживление) — западное название мультипликации: вид киноискусства и его произведение (мультфильм), а также соответствующая технология [1]. Синоним «анимации» – «мультипликация» – очень широко распространен в нашей стране. Анимация и мультипликация – это лишь разные определения одного и того же вида искусства.

Мультипликация — (от лат. Multiplicatio — умножение, увеличение, возрастание, размножение) — технические приёмы создания иллюзии движущихся изображений (движения и/или изменения формы объектов— морфинга) с помощью последовательности неподвижных изображений (кадров), сменяющих друг друга с некоторой частотой [1].

Мультфильмы (конечный продукт мультипликации) создаются путём либо покадровой съёмки пошагово вручную передвигаемых неподвижных объектов, либо прорисовкой (на целлулоиде, бумаге или в компьютере) фаз движений объектов, с дальнейшим их совмещением в единый видеоряд. Главная педагогическая ценность мультипликации как вида современного искусства заключается, прежде всего, в возможности комплексного развивающего обучения детей.

Самая простая форма работы с мультфильмами – просмотр как средство формирования познавательных УУД: если обучающийся в процессе просмотра мультфильма сталкивается с неизвестным ему понятием или явлением, то он стремится получить их объяснение, выяснить отдельные события, оценить поступки мультипликационных героев. Мультфильм демонстрирует не только эмоциональные состояния, которые переживают его герои, но и формирует стереотипы поведения и разрешения ситуаций. Мультфильм привлекает ребенка своей яркой образной формой и смысловым близким и понятным содержанием. Так мультфильмы способствуют формированию универсальных учебных действий обучающихся: познавательных, регулятивных, коммуникативных, а также личностных результатов. Это зависит от постановки и формулирования учебной проблемы, планирования.

Более сложная форма – создание мультфильма. Мультфильм близок современному ребёнку и возможность создать подобное произведение искусства своими руками вызывает интерес к творчеству и результатам своего труда. При выборе той или иной мультипликационной техники дети учатся практически применять свои умения и навыки при создании персонажей из различных материалов. Через создание тематических мультфильмов ребенок лучше усваивает социальные нормы и правила, проигрывая их персонажами в кадре, участвует в выборе темы, сценария, названия мультфильма. Развиваются коммуникативные навыки, при работе в команде, дети учатся договариваться, обсуждают тему, высказывают свое мнение.

Процесс создания мультфильма – это всегда интересная и увлекательная деятельность для любого ребенка, так как он становится не только главным художником и скульптором этого произведения, но и сам озвучивает его, навсегда сохраняя для себя полученный результат в форме законченного видеопродукта. Это действенный метод, так как такая деятельность запомнится детям надолго, будет способствовать развитию мелкой моторики, предметной деятельности, творческих, эстетических и нравственных сторон личности. Кроме того, в ходе успешной работы над мультфильмом, а тем более при его демонстрации, обучающиеся получают запас положительных эмоций для дальнейшей творческой деятельности.

Во время создания мультфильма применяется интеграция таких видов деятельности, как лепка, рисование (компьютерные редакторы), фотография, техническое творчество (при изготовлении декораций и процессе съемки), работа с компьютером (монтаж). Мультипликация объединяет все эти предметы не случайно, а исходя из собственной обобщающей природы, создавая единый педагогический воспитательный комплекс. Достоинство его заключается в том, что он формирует в детях разнообразные художественные и творческие качества, которые имеют важнейший профессионально-личностный характер:

- разносторонность — приобретение начального опыта в различных видах деятельности;

- целостность — осознание взаимосвязей между ними;

- причастность — понимание ценности собственной личности в ансамбле других неповторимых личностей и др. [6]

В процессе разработки мультфильма ожидаемыми результатами обучения могут стать сформировавшиеся представления детей о сущности процесса мультипликации (многократное повторение кадра с имитацией движения), применение для создания героев различных материалов, прежде всего пластилина (конструктор Lego, рисунок, песок, бумага и др.), составление простейшего сценария и проведение мероприятия по его осуществлению.

Важным в создании мультфильма при работе в команде является участие всех и каждого: в готовом мультфильме на каждом этапе обязательно должен принимать участие каждый ребенок. Доля его вклада в процесс производства мультфильма значима для всех и помогает ребенку раскрыться в том, что ему особенно близко и интересно. Технология анимации включает в себя разнообразную продуктивную деятельность детей – лепка, рисование, лего-конструирование, аппликация и т.д., при этом предоставляется возможность реализации индивидуального подхода: в процессе деятельности каждый ребенок выполняет задания своего уровня сложности, в своем темпе и т.д.[7] Данный вид деятельности направлен на раскрытие индивидуальности каждого ребенка, развивая его как полноценную, нравственную личность. Каждый член детской мультипликационной группы должен попробовать себя в роли режиссера, оператора, аниматора, художника-декоратора. В дальнейшем, если ребенок захочет, он сможет снять самостоятельно собственный мультфильм. Во время взаимодействия детей в процессе коллективной совместной работы по созданию мультфильма у каждого ребенка повышаются коммуникативные навыки, вырабатывается опыт совместной деятельности. Это постановка общей цели, умение планировать и ставить задачи для ее достижения. В тоже время это умение работать в коллективе, согласовывать свою работу с общей картиной желаемого результата. Ребенок должен научиться не только выдвигать свою идею, доказывать ее полноту и актуальность, но и принимать обоснованную критику со стороны товарищей, уметь прислушиваться к советам и в соответствии с этим корректировать свою работу.

В настоящее время существует различные технологии создания анимации [8]:

Классическая (традиционная) анимация представляет собой поочередную смену рисунков, каждый из которых нарисован отдельно. Это очень трудоемкий процесс, так как аниматорам приходится отдельно создавать каждый кадр.

Стоп-кадровая (кукольная) анимация. Размещенные в пространстве объекты фиксируются кадром, после чего их положение изменяется и вновь фиксируется.

  • Спрайтовая анимация реализуется при помощи языка программирования.
  • Морфинг – преобразование одного объекта в другой за счет генерации заданного количества промежуточных кадров.
  • Цветовая анимация – при ней изменяется лишь цвет, а не положение объекта.
  • 3D-анимация создается при помощи специальных программ (например, 3D MAX). Картинки получаются путем визуализации сцены, а каждая сцена представляет собой набор объектов, источников света, текстур.
  • Захват движения (Motion Capture) – первое направление анимации, которое дает возможность передавать естественные, реалистичные движения в реальном времени. Датчики прикрепляются на живого актера в тех местах, которые будут приведены в соответствие с контрольными точками компьютерной модели для ввода и оцифровки движения. Координаты актера и его ориентация в пространстве передаются графической станции, и анимационные модели оживают.

Рассмотрим, как происходит пошаговое создание пластилинового мультфильма.

Шаг 1. Знакомство с мультипликацией.

На первых занятиях детям важно более подробно узнать, что такое мультипликация, историю ее появления и развития, познакомить со знаменитыми мультипликаторами и разными техниками создания мультфильмов, с названиями профессий людей, создающих мультфильмы (продюсер, сценарист, режиссер-мультипликатор, аниматор, художник, оператор, актер, композитор, декоратор, звукорежиссер), просмотреть эпизоды мультфильмов, выполненных в различных техниках.

Шаг 2. Подготовительный этап - разработка сюжета мультфильма. Любой процесс начинается с идеи. Главными генераторами идей являются дети. Есть два вида сюжета мультфильма.

Первый – это взять готовое произведение, например, сказку или стих, и переложить его на анимационный формат.

Второй – придумать сюжет с нуля. Самим разработать героев, сюжетную линию. Тематику сюжетов будущих мультфильмов можно брать из жизни, из знакомых детям произведений художественной литературы, просмотра фильмов и других источников, но более ценным сюжетом для будущего мультфильма могут стать полностью придуманные детьми истории с вымышленными, нигде несуществующими ранее, персонажами. На этапе разработки сюжета мультфильма обговаривается место, где происходят все события, кто является главными героями, будут ли присутствовать в мультфильме отрицательные персонажи. Каждый ребенок должен иметь возможность высказать свою идею развития сюжета. В форме «Мозгового штурма» все предложенные детьми варианты развития сюжета рассматриваются и анализируются, а затем дети сами должны выбрать лучший. Желательно записывать наиболее удачные варианты сюжетов вслед за детьми. Важно чтобы сюжет будущего мультфильма соответствовал возрасту детей. После того как идея сюжета созрела, необходимо написать сценарий. Залог хорошего мультфильма - интересная идея и крепкий сценарий. Даже если изобразительное решение не на высоте, если сценарий хорош – мультфильм будет интересен зрителю. И, в то же время, при замечательном визуальном оформлении и недоработанном сценарии вряд ли зрителю понравится конечный результат. История жизни любого персонажа представляет нам широчайшие возможности для творчества, простираясь от мгновения до вечности, от внутренних переживаний до космических событий. Мастерство сценариста в том и состоит, чтобы, выбрав всего лишь несколько мгновений, показать жизнь героя во всей его полноте. Если мультфильм большой, то лучше всего делить его на эпизоды. Эпизод – это последовательный ряд сцен, который заканчивается кульминационным моментом, оказывающим более значительное влияние на дальнейшее развитие сюжета, чем это было в любой предшествующей сцене [2].

Шаг 3. Разработка и изготовление персонажей, оформление декораций. Важной частью создания анимационного фильма является разработка персонажей - действующих лиц

1.jpg

(рис.1). Пластилиновый мультфильм создаётся за счет фигур, вылепленных из пластилина.

 

Этот этап работы очень нравится детям. На этом этапе создания мультфильма максимально активизируется творческий процесс, побуждающий обучающихся проявить изобретательность, настойчивость и целеустремлённость. Определяется материал для изготовления фона, декораций и героев фильма. Можно фон нарисовать, а героев слепить и т.д. (рис. 2). Выбирается, в какой плоскости будет создан мультфильм: трехмерный или плоскостной. Если среди обучающихся есть умеющие неплохо рисовать, можно поручить им рисовать фон.

3.jpg

Шаг 4. Съёмка и озвучивание мультфильма.

1. Подготовка съемочной площадки.

Особое внимание нужно обратить на «площадку» для съемки, которая представляет собой специально выделенное просторное место. Здесь нужно расположить удобный стол, к которому можно подойти с нескольких сторон сразу нескольким участникам съемочной группы, настроить освещение, установить неподвижно цифровой фотоаппарат или видеокамеру на штативе с функцией покадровой съемки. Главное, что нужно обязательно учитывать – это неподвижность записывающего устройства. В этом случае документ-камера наиболее удобное решение данного вопроса. В качестве технического средства съемки мультфильма подойдет также ноутбук с встроенной веб-камерой и установленным на нем программным обеспечением, которое позволяет импортировать отснятый материал и произвести с ним простейшие операции - удалить лишние и неудачные кадры, наложить голосовое и музыкальное сопровождение, установить титры. Декорации размещаются на заднем плане и неподвижно фиксируются, чтобы в мультфильме сохранялся эффект статичности фона.

Материально-техническое оснащение:

  • Цифровой фотоаппарат (может быть использована видеокамера с функцией покадровой съемки).
  • Штатив, на который крепится фотоаппарат или видеокамера.
  • Лампы дневного света с подвижным механизмом.
  • Компьютер с программой для обработки отснятого материала.
  • Подборка музыкальных произведений (для звукового оформления мультфильма).
  • Художественные и иные материалы для создания изображений (бумага, краски, кисти, карандаши, фломастеры, ножницы, проволока, пластилин и другие).
  • Диски для записи и хранения материалов.
  • Устройство для просмотра мультипликационных фильмов. Это могут быть: DVD-проигрыватель, проектор с экраном или монитор компьютера.

2. Анимирование и съемка персонажей.

На этом этапе происходит анимирование (оживление) всех персонажей, согласно разработанного сценария. Аниматоры осуществляют смещение главных героев, незначительно меняя их положение, а операторы фиксируют каждое изменение в кадровой съемке. Чем больше детализация движения персонажа, тем движения будут более естественными. Персонаж появляется от самой границы кадра и двигается в нем приблизительно на 1 мм. Расчет времени: чем больше кадров в секунду, тем движения персонажей более плавные; чем меньше - тем более прерывистые. Для детской мультипликации оптимальное количество кадров в секунду – 6 (продолжительность одного кадра составляет 4 млс). Так для съемки трехминутного мультфильма потребуется сделать до 1080 кадров. В кадр не должны попадать посторонние предметы (тени, руки аниматоров), если это не предполагается по режиссерскому замыслу. Во время съемки нужно следить, чтобы статичные предметы (фон) не двигались. Чтобы движения персонажей получились четкими, снимать нужно с одной точки, зафиксировав фотоаппарат (желательно в штативе), не удаляя и не приближая изображение [3].

3. Озвучивание реплик персонажей мультфильма.

Озвучивание персонажей придает эмоциональный окрас сюжету и зависит от правильности постановки голоса, умения им владеть. С помощью голоса можно передать характер, действия и поступки персонажей согласно разработанному сценарию. Необходимо заранее продумать в каком эпизоде мультфильма персонажи произносят свою речь, записать текст на бумагу и отрепетировать, прежде чем приступать к записи. Распределив роли для озвучивания, дети получат возможность сделать своих героев живыми и яркими. Затем дети поочередно записывают голосовое сопровождение, произнося свои реплики. Учитывая ограниченные временные рамки мультфильма, реплики героев должны быть краткими и ёмкими. Вы можете использовать различные шумовые аудио эффекты (скрип двери, лай собаки, мотор автомобиля и т.п.) [5]. Необходимое оборудование для озвучивания: компьютер, микрофон, встроенный микрофон веб-камеры, диктофон на телефоне. Если это предусмотрено задачей мультфильма, необходимо делать озвучивание в помещении, куда не поступают посторонние звуки.

4. Подбор музыкального фона.

Музыкальное сопровождение различных сцен мультфильма поможет передать эмоциональное настроение происходящих событий, сделает мультфильм еще более ярким и красочным. Музыкальные заранее приготовленные произведения легко монтируются в компьютерную программу, где можно подобрать нужный музыкальный эпизод и разместить его на звуковой дорожке в нужной сцене.

Шаг 5. Монтаж.

Весь отснятый материал переносится на компьютер, просматривается, лишние кадры удаляются. Монтаж работы осуществляется в различных программах, удобных пользователю. На сегодняшний день существует большое количество видеоредакторов, которые помогут смонтировать фильм, такие как: I can animate, Picasa, MovieMaker, Corel Video Studio ProX5, Easy Gif Animator и другие. Вначале выстраивается видеоряд из отснятых фотографий основного сюжета. Затем накладываются файлы с озвученными репликами главных героев. Важное значение в завершенности мультфильма играют титры. Титры должны быть начальные (перед мультфильмом) и конечные (после того как на экране появилась последняя сцена). В начале мультфильма обязательно укажите название мультфильма, учреждение, в котором был снят мультфильм, название студии, кружка. Хорошо, если у вашей студии есть заставка. В конечных титрах следует указать имена и фамилии, фотографии всех авторов мультфильма. Также в конце в титрах вы можете включить видео или фото материалы самого творческого процесса создания мультфильма. После предварительного просмотра проекта мультфильма (чернового варианта), состоящего из звуковых аудио-дорожек, кадров самого фильма и титров, фильм записывается в единый видео-файл и готов к просмотру.

Шаг 6. Демонстрация.

Мультфильм готов! Теперь стоит показать его всем участникам творческой группы и, желательно, на большом экране. На премьеру мультфильма важно пригласить родителей, и, после выступления руководителя группы о проделанной работе и совместном творческом процессе, приступить к просмотру. На большом экране фильм воспринимается совсем по-другому, чем на мониторе: интересней, видны все шероховатости, замечаются ошибки и недочеты. Дети должны сами увидеть свои недоработки и принять их сведению, чтобы становясь «старше еще на один мультфильм» сделать его еще более совершенным [4]. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что технология анимации это один из интересных и увлекательных способов развития познавательно-творческих способностей детей, преимуществом которой являются активизация образовательной деятельности, развитие коммуникативной культуры ребёнка, его позитивной социализации, развитие индивидуальности каждого и воспитание его личности в ситуациях общения и взаимодействия людей друг с другом. Поэтому основная цель обучения мультипликации состоит, на наш взгляд, в следующем: воспитать у ребенка устойчивую потребность в творчестве, основываясь на его внутренних возможностях и резервах [6].

Библиографический список

  1. Чухно С. В. Мультипликация как инновационный метод в работе с одаренными детьми / С. В. Чухно // Педагогическое мастерство: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 78-81.
  2. Вахнихина С.Е. Создание мультфильмов в ДОУ [Электронный ресурс] – URL: http://doshkolnik.ru/zaniatia-s-detmi/12320-sozdanie-multfilmov-v-dou.html - (Дата обращения: 21.01.2016).
  3. Добрынина О.В., Орлова Ю.Н. Мастер-класс для педагогов «Создание мультфильмов вместе с детьми» [Электронный ресурс] – http://festival.1september.ru/articles/643088/ - (Дата обращения: 25.01.2016).
  4. Зайцев А.Я., Кузнецова М.В.. Создание мультфильма на уроке. Последовательность этапов работы [Электронный ресурс] – URL: http://festival.1september.ru/articles/644398/ - (Дата обращения: 21.01.2016).
  5. Зубкова С.А., Степанова С.В. Создание мультфильмов в дошкольном учреждении с детьми старшего дошкольного возраста Современное дошкольное образование Теория и практика [Электронный ресурс] – URL: http://www.sdo-journal.ru/journalnumbers/sozdanie-multfilmov-v-doshkolnom-uchrezhdenii-s-detmi.html - (Дата обращения: 25.01.2016).
  6. Ищук В.В. Анимация как средство решения педагогических задач [Электронный ресурс] – URL: http://vestnik.yspu.org/releases/uchenue_praktikam/1_1/ - (Дата обращения: 21.01.2016).
  7. Польская Е.А. Создание мультфильмов с детьми дошкольного возраста [Электронный ресурс] – URL: http://nsportal.ru/sites/default/files/2015/10/11/statya_na_ns-portal.pdf - (Дата обращения: 26.01.2016).
  8. Студия пластилиновой графики и анимационного фильма «Анима» гимназии №6 г.Красноярска «Пластилиновая анимация» [Электронный ресурс] – URL: http://gimn6.ru/sites/kids/dolina/zvezda.htm - (Дата обращения: 21.01.2016).

 

 

Категория: Мультипликация | Добавил: yuliademicheva (09.10.2018) | Автор: Демичева
Просмотров: 556 | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Категории раздела
Мои статьи [1]
Сервисы Web 2.0 для образовательных целей [0]
В статье описываются образовательные возможности сервисов сети Интернет.
Мультипликация [1]
Поиск
Камчатский ИРО
Камчатский ИРО
АвачаВики
Сайт
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 4
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Мини-чат