Говорят, одна картинка может стоить тысячи слов. Эта идея реализуется в одном из основных дидактических принципов обучения — принципе наглядности. Принцип, реализующийся со времен «Великой дидактики», стал «золотым правилом». Исследование, проведенное учеными, уже давно доказало тот факт, что человек более 80 % информации воспринимает визуально. А исследователи в области образовательных методик обнаружили, что через три дня после проведения лекции слушатели в состоянии вспомнить 10 % от всего услышанного, 35 % от всего увиденного, но могут воспроизвести 65 % содержания презентации, если она проходила в виде устного рассказа, подкрепленного визуальными образами.
Человек, зрение которого обеспечивает ему около 90% информации, всегда стремился к наглядности.
В последнее время в педагогической литературе все чаще появляются термины «инфографика» и «визуализация», которыми ошибочно подменяют термин «наглядность». При этом визуализация и инфографика несут принципиально иной контекст.
Под процессом визуализации понимается свертывание информации в наглядный образ (например, эмблемы, герба и т.п.). Будучи воспринятым, образ может быть развернут и служить опорой адекватных мыслительных и практических действий. Данное определение позволяет развести понятия «визуальный», «визуальные средства» и понятия «наглядный», «наглядные средства». В педагогическом значении понятие «наглядный» всегда основано на демонстрации конкретных предметов, процессов, явлений, представлении готового образа, заданного извне, а не рождаемого и выносимого из внутреннего плана деятельности человека.
Термин «технология визуализации учебной информации» был предложен Г.В. Лаврентьевым и Н.Е. Лаврентьевой. Расширяя границы данной технологии, они понимают под визуализацией не только знаковые, но и некоторые другие образы «визуализации», выступающие на первый план в зависимости от специфики изучаемого объекта. Это может быть точка, линия, форма, тон, цвет, размер, масштаб — базовые элементы зрительного образа.
Если учесть, что визуализация предполагает не только «свертывание информации», но и «раскодирование» своеобразной художественной информации в вербально-образной сфере (Б.Г. Ананьев), то именно «базовые элементы зрительного образа» могут способствовать «развертыванию» информации в визуальный образ.
История визуализации информации начинается задолго до появления письменности, а именно с 40-20 тысячелетий до н. э., и ее можно представить как ряд относительно самостоятельных этапов, на каждом из которых мы сталкиваемся с ее новыми элементами: от примитивных рисунков, воспроизводящих быт древних людей, первых географических карт, до современных видов цифровой инфографики, насыщенной значительными объемами информации, «упакованной» в небольшом виртуальном «рабочем окне» весьма разнообразными способами.
Прародителем визуализации можно считать наскальные рисунки (петроглифы) и надписи людей эпохи палеолита (рис. 1). Появление первого отражения людьми своей жизни с помощью графики можно считать зарождение инфографики как способа визуализации информации. Так человек, HomoSapiens, впервые начал передавать своим потомкам знания об укладе жизни народа и способах охоты.

Рис. 1. Пещера Ласко, Дордонь, Франция
Под инфографикой (от лат. informatio — осведомление, разъяснение, изложение — греч. γραφικός — письменный, от γράφω — пишу) понимается графический способ подачи информации, данных и знаний; фактически способ передачи информации с помощью рисунка. Инфографику сегодня активно используют в совершенно разных областях, начиная от науки и статистики демографических данных и заканчивая журналистикой и образованием.
Информация — самое важное, что существует в мире. Получая её, человек учится, работает, развивается психологически и физически. Однако каждый способ донесения той или иной информации не одинаково эффективен. Некоторые люди лучше всего усваивают письменную информацию в виде статей, рассказов, другие предпочитают воспринимать информацию на слух. А большинство считает, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Именно этому принципу служит инфографика.
Изображение — это одна из форм коммуникаций, играющая важную роль в презентации идей. Одно грамотное изображение способно объяснить смысл и передать всю необходимую информацию, сделать ее более привлекательной и убедительной. Еще одним примером инфографики из древней истории являются египетские иероглифы, которые существовали с 4-3 тысячелетия до н. э. до 4 в. н. э. По сути, иероглифы — это пиктограммы, так как каждый иероглиф означает не одну букву, а слово или словосочетание. Обозначения и составленная из них впоследствии система знаков предшествовали письменности в обычном понимании этого слова и помогали вести, к примеру, счет членов племени или голов скота (рис. 2). Такая первичная, примитивная форма инфографики помогала сохранить важную информацию для потомков, способствуя, таким образом, развитию исторической памяти.

Рис. 2. Египетские иероглифы и рисунки на папирусе
На данный момент инфографика находится на пике моды. Ее применяют в СМИ, бизнесе, дизайне, веб-дизайне, рекламе, используют в образовании, хотя известно, что в образовании это явление не новое. Ведь хорошо иллюстрированные таблицы на страницах учебных пособий и карты можно назвать образцами учебной инфографики (рис. 3). Несмотря на то что распространение в школах компьютерной техники началось с 1990-х гг., визуальные средства, облегчающие построение ментальных образов, имеют более давнюю историю. Примерами визуализации более современного времени могут служить географические карты, периодическая таблица Менделеева, статистические диаграммы фондовых рынков и др.

Рис. 3. Плакат «Развитие животного мира на Земле»
Попытки визуализации учебной информации предпринимались педагогами-новаторами еще в советские времена. Например, известная технология опорных конспектов Виктора Федоровича Шаталова (рис. 4).

Рис. 4. Опорный конспект к уроку истории
Но смысл опорных сигналов был известен лишь непосредственным участникам образовательной деятельности и самостоятельное изучение материала по «чужому» опорному конспекту было весьма затруднительным (рис. 5).

Рис. 5. Лист опорных сигналов к уроку истории
Среди более современных примеров можно назвать создание педагогами образовательных организаций ментальных карт по различным проблемам и темам. Рисунки, карты, схемы, наглядные образы, сравнительные обороты, фотография, кинематограф и т.д. успешно дополняют учебную информацию, позволяя тем самым глубже осмыслить содержание при «обработке» информации и переводе ее смыслов в визуальные формы. Исследователи в области наук о Земле, физики, химики, биологии давно взяли на вооружение средства визуализации, помогающие в анализе массивов данных и поиске шаблонов (образов).
Инфографика существовала на протяжении веков, но лишь в последние годы она стала центром внимания как почти безупречный способ передачи сложной информации и сценариев. В эпоху бурного развития информационных технологий, стремительного роста объема информации особенно остро необходимы поиски эффективных способов ее обработки и представления. Появление и распространение сети Интернет наглядно продемонстрировало, что информации вокруг слишком много и она без определенного структурирования бессмысленна. Важны знания, полученные в результате переработки информации, прошедшие этап личностного присвоения (интериоризации). Для личной и профессиональной социализации человека необходимы новые методы работы с информацией: за единицу времени необходимо получить информационный максимум, иначе можно «утонуть» в этом «море».
Важнейшим условием успешного и точного понимания информации является простота ее изложения, адекватные содержанию информации языки и формы представления.
Информационная насыщенность современного мира требует специальной подготовки учебного материала перед его предъявлением обучающимся, чтобы в визуально обозримом виде дать им основные или необходимые сведения. Нужно подготовить учеников к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению средствами, методами и технологиями работы с ней. Залог успеха заключается в умении извлекать информацию из различных источников, представлять ее в понятном виде и уметь эффективно использовать.
Как отмечают современные исследователи, в настоящее время в средствах коммуникации происходит переход от вербальной передачи информации к визуальному ее отображению, что приводит к появлению новых направлений и технологий визуализации, позволяющих по-новому сформировать и передать опосредованную визуальность и организовать обучающую среду.
В связи с этим возникает спрос на новые инструменты визуализации, которые помогают людям воспринимать информацию. Инфографика в ответ на эту потребность становится более динамичной. Сейчас уже не практично делать графики и диаграммы вручную. Люди разработали новые способы для динамического масштабирования значений, интерфейсы и сервисы сети Интернет для интерактивного управления элементами инфографики (например, показатель времени) и создали новые инструменты для управления данными.
Знание графических программ, редакторов растровой и векторной графики, основ программирования перестают быть уникальными навыками и становятся составной частью знаний современного человека.
Интернет-технологии, превратившие компьютер в образовательных организациях в мощное средство управления «цифровой» информацией, имеют большой потенциал в развитии обучающихся, позволяют посредством «визуализации» не заменить информацию, а обратить внимание обучающихся на более глубокое восприятие сути изучаемого.
Преимущества визуализации в обучении
Визуализация:
- помогает обучающимся правильно организовывать и анализировать информацию: диаграммы, схемы, рисунки, карты памяти способствуют усвоению больших объемов информации, позволяют легко запоминать и прослеживать взаимосвязи между блоками информации;
- развивает критическое мышление;
- помогает интегрировать новые знания;
- дает возможность связать полученную информацию в целостную картину о том или ином явлении или объекте; быстро охватить большой объем информации; воспроизвести и реконструировать разные процессы и события; изложить учебный материал в увлекательной, запоминающейся форме.
Использование технологии визуализации в образовательной деятельности, особенно при изучении таких дисциплин, как физика, химия, биология и других, даст возможность:
- осваивать дисциплину более основательно;
- способствовать сознательному и эффективному запоминанию учебного материала;
- воспринимать точнее структуру научного знания;
- расширять эвристические возможности познания;
- прослеживать межпредметные связи и «видеть» проблемы, возникающие на стыке дисциплин;
- стимулировать познавательный интерес школьников к изучению науки и техники.
Виртуальная среда за счет ее уникальных свойств (интеллектуальность, мультимедиа, моделинг, интерактивность, коммуникативность, производительность) и богатства инструментария позволят в предметных областях учебного знания создать разнообразные и дидактически эффективные объекты интеллектуальной инфографики. Ее применение будет непременно способствовать росту качества образовательных результатов обучающихся.
Идеально выполненная инфографика представляет собой законченный информационный блок, который можно усвоить самостоятельно, без чьей-либо помощи (комментария), причем весьма эффективно (рис. 6).

Рис. 6. Инфографика в преподавании информатики
Именно поэтому техники визуализации заняли свое прочное место в образовательной деятельности.
|